Граница Московской и Тульской области, село Савино. Здесь организован #музей, посвященный контр-адмиралу Всеволоду Федоровичу Рудневу и подвигу русских моряков на крейсере Варяг и канонерской лодки Кореец.
Основан музей именно здесь потому, что недалеко, в деревне Русятино, находилась #усадьба Рудневых, а сам командир похоронен у южной стены церкви Казанской иконы Божией Матери, что рядом с музеем. Точное место захоронения неизвестно, его указали те, кто провожал Руднева в последний путь и сегодня на этом месте установлен #памятник легендарному капитану.
Церковь, кстати, отличный ориентир – она видна с трассы. Она отреставрирована, ныне действует.
Здание музея новое и внешне было задумано как рубка корабля. Сходство, конечно не очевидно (для меня), но идея мне понравилась. Музей отличается от других провинциальных музеев, он оригинальный и познавательный.
Экспозиция расположена в двух залах двумя отдельными блоками - Море и Человек. Первый рассказывает об исторических событиях русско-японской войны 1904-1905 гг. Экспозиция этого зала раскрывает подробности #легендарного сражения у Чемульпо, где экипажи #крейсер Варяг и канонерской лодки Кореец вступили в бой с превосходящими силами противника.
Погрузиться в историю позволяют новейшие #интерактивные стенды: можно полистать судовой журнал Варяга, прогуляться внутри кораблей, своими глазами увидеть историю крейсера Варяг и лодки Кореец, устанавливая даты на специальном терминале и увидеть #старые фотографии.
А еще в этом зале надо обязательно подняв голову к потолку постоять под звездным небом с плывущими в даль именами экипажей легендарных кораблей.
Второй зал посвящен потомственному офицеру Всеволоду Фёдоровичу Рудневу. Стилизованные экспозиции расскажут о детстве, юности, увлечениях, службе знаменитого командира. Здесь можно долго рассматривать фотографии, личные вещи Руднева, переданные музею потомками, увлеченно изучать #генеалогическое дерево семьи.
Особенно бережно в музее относятся к предметам, которые были переданы в фонды старшим сыном Всеволода Федоровича – Николаем. Среди них личные вещи контр-адмирала, в том числе и вещи, бывшие с ним на крейсере, и которые возвратили капитану японцы после поднятия судна.
В 1904 году капитан #Всеволод Руднев командовал крейсером Российского Императорского флота Варяг. Славу ему принесло одно из первых морских сражений Русско-Японской войны - бой у Чемульпо, состоявшийся в январе 1904 года вблизи города Чемульпо (старое название города Инчхона) в Корее.
Решение о вступлении русских кораблей в бой против значительно превосходящих сил противника было оценено как героическое, в том числе и с японской стороны.
В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков в этой битве направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял #орден, никогда его не надевал.
Если кратко говорить о бое, то командующий японской эскадрой, высадил десант и заблокировал русские корабли в порту, после чего вынудил их выйти на открытые воды и принять бой в невыгодных для них условиях.
У капитана Руднева не было выбора, кроме как принять бой с превосходящими силами противника, поскольку сдача кораблей в ответ на ультиматум врага означала для него должностное преступление.
Русские моряки вступили в бой и готовы были умереть, но не спустить Андреевского флага, исчерпав все боевые ресурсы, командир принял решение - крейсер затопить, а канонерскую лодку взорвать.
Опасаясь повредить стоявшие рядом иностранные корабли, Руднев решил не взрывать, а затопить Варяг – за это решение он позже подвергался очень жесткой критике. Возможно, Руднев принял такое решение еще и потому, что хотел, чтобы после окончания войны Варяг снова вошел в состав русского флота. И по этой причине он не стал приводить в негодность механизмы крейсера.
Крейсер был затоплен. Но после того, как Чемульпо заняли японцы, они немедленно приступили к подъему Варяга. Операция завершилась в августе 1905 года. После ремонта, в 1908 году крейсер вошел в состав японского флота под именем Сойя.
В качестве учебного корабля в 1909–1915 годах он совершил множество походов, и на котором выучились сотни офицеров для растущего флота Японии.
Экипажи Варяга и Корейца были встречены на родине с почестями, награждены медалями и памятными знаками.
Кстати, корабельный священник на крейсере тоже носил фамилию Руднев. Его участие в бою не осталось незамеченным.
После почётной встречи и торжественного обеда с царём 10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром эскадренного броненосца Андрей Первозванный. В ноябре 1905 года за отказ принять репрессивные меры против революционных матросов своего экипажа В. Ф. Руднев был уволен в отставку в чине контр-адмирала.
Кстати, гнев правительства распространился и на сына Руднева. Его исключили из морского учебного заведения не дав его окончить без права восстановления. Всеволод Федорович очень тяжело переживал то, что династия морских офицеров была прервана .
Через какое-то время, тяжело пережив увольнение в оставку, Руднев поселился с семьёй в родовом поместье в деревне Мышки, Алексинского уезда, Тульской области.
В 1913 г. контр-адмирал скончался и был похоронен возле церкви в селе Савино.
Ориентировочно в 1917г семья эмигрировала из России и сейчас потомки командира живут за пределами нашей страны. Они приезжают в Савино и очень рады тому, что туляки хранят память о легендарном варяге и их знаменитом предке.
В 1916 Россия выкупила крейсер. Кораблю вернули имя Варяг и перевели его из Тихого океана в Мурманск для службы во Флотилии Северного Ледовитого океана. Но кораблю требовался ремонт, а произвести его на Севере было негде.
Тогда было принято решение отправить Варяг на ремонт в Биркенхед – крейсер прибыл туда в марте 1917 года. Но, встать на ремонт в доки, ему не было суждено. К этому времени власть в России сменилась, и старый корабль оказался никому не нужным.
До конца Первой мировой войны он простоял в устье реки Клайд, а затем, в счет погашения долгов царской России, был продан в Германию на металлолом. По пути к месту разделки из-за шторма крейсер сел на камни неподалеку от шотландского поселка Ленделфут.
В 1924 году бывший Варяг прямо на камнях все-таки был разрезан на металл. Долгое время считалось, что крейсер разобрали полностью, но в 2005 году удалось установить, что подводная часть его корпуса так и осталась на камнях на глубине 8–10 м.
В одну из экспедиций со дна было поднято все, что возможно было поднять, а рядом с местом последнего приюта Варяга был открыт памятный мемориал.
Подпишитесь! Делитесь понравившимися статьями с друзьями в соцсетях, так всем будет интересно!
Читайте еще:
- Уникальный музей Истории трактора
- Мое путешествие в Чувашию. Узнаем свою страну
- Кызыл. Город, в который не ходят поезда
Больше здесь: Дом.
Источник статьи: Музей командира крейсера Варяг в.ф.руднева.