
Фото: Pinterest. Стандарты безопасности окон и дверей в образовательных учреждениях
С 1 сентября тема безопасности в образовательных учреждениях традиционно выходит на первый план. Однако в прошлом году она получила дополнительный акцент благодаря вступлению в силу национального стандарта ГОСТ Р 71297-2024 «Блоки оконные и дверные. Требования к обеспечению безопасности при эксплуатации в зданиях дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций». Документ был разработан как ответ на общественный запрос – создание максимально безопасной архитектурной среды для детей.
ГОСТ фиксирует конкретные требования: минимизация риска травмирования при эксплуатации окон и дверей, ограничение открывания створок, использование ударопрочных материалов, специальные замковые механизмы. Таким образом, стандарт стал частью системного подхода к проектированию образовательных учреждений, в центре которого стоит ребёнок. Сегодня, спустя год после вступления стандарта в силу, попытаемся оценить его роль и влияние на рынок оконных и дверных конструкций, в новом обзоре tybet.ru.
Социальный запрос на безопасность детей, переросший в стандарт
Долгие годы требования к окнам и дверям в школах и детских садах ограничивались общестроительными нормами. Но практика показывала: особенности эксплуатации в детских образовательных учреждениях требуют отдельного регулирования. Ежегодно фиксировались случаи травматизма, связанные с неудачными конструктивными решениями – от прищемления пальцев дверьми до выпадения детей из окон. Исследования профильных НИИ показывают: около 60% травм при использовании окон и дверей происходят из-за отсутствия ограничителей открывания и блокировочных механизмов.
По данным Росстата, в 2023 году в образовательных организациях было зафиксировано более 40 тысяч несчастных случаев с детьми, из которых около 12% были связаны с эксплуатацией зданий и их элементов – в том числе окон и дверей. Роспотребнадзор также указывает, что наибольшие риски травматизма приходятся на возрастную группу 7–11 лет, когда дети становятся более активными и самостоятельными, но ещё не всегда осознают опасность.
К тому же, на период с 2024 по 2030 год запланированы обширные инвестиции в образовательную инфраструктуру. Поэтому появление ГОСТ Р 71297-2024 стало важным и своевременным шагом, формирующим новый уровень безопасности в дошкольных образовательных организациях (ДОО) и общеобразовательных организациях (ОО).. Разработка стандарта велась под руководством Минстроя России при активном участии отраслевых объединений, научных институтов и производителей оконных и дверных систем. Такой широкий состав участников объясняется не только масштабом задачи, но и очевидным социальным запросом: родители и педагоги всё чаще поднимают вопрос о предотвращении несчастных случаев и создании защищённой образовательной среды.
Новый ГОСТ учитывает специфику зданий, где дети ежедневно находятся в условиях высокой концентрации людей и активного движения. В отличие от общестроительных стандартов, он детализирует требования именно к тем элементам, с которыми школьники и дошкольники взаимодействуют напрямую – окнам и дверям. Это отражает важную тенденцию: повышение роли специализированных стандартов в создании безопасной и комфортной образовательной среды. Также стоит отметить совместимость стандарта с другими нормативами – документ увязан более чем с тридцатью действующими ГОСТами и СНиПами, включая антитеррористические стандарты.
Рекомендуем прочесть: Разработан ГОСТ Р 71297-2024 «Блоки оконные и дверные. Требования к обеспечению безопасности при эксплуатации в зданиях дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций»
Что на практике меняет ГОСТ Р 71297-2024 в подходах к остеклению школ и детсадов
Стандарт охватывает оконные блоки различных типов – от одинарных до комбинированных, а также дверные блоки входной группы и эвакуационных выходов. При этом он не требует разработки принципиально новых конструкций, а скорее задаёт «правила игры» по распределению изделий в зависимости от назначения помещений. Фактически, это системный подход, когда безопасность рассматривается не фрагментарно, а как часть архитектурно-планировочного и эксплуатационного цикла.
ГОСТ Р 71297-2024 фиксирует набор конкретных технических решений, которые становятся обязательными или рекомендуемыми для образовательных учреждений. В частности:
Фото: MACO. Детский замок
Оконные блоки:
● Разрешены только безопасные схемы открывания: поворотная, откидно-поворотная и параллельно-выдвижная. Конструкции с наружным открыванием или повышенным риском травмирования исключены.
● Обязательно применение устройств, препятствующих полному открыванию створки без участия взрослого: блокираторов, детских замков и других решений.
● Фурнитура должна обеспечивать: устойчивость к многократной эксплуатации, предотвращение заеданий, защиту от случайных открываний; минимизацию острых граней, защиту от защемления, а также контролируемое усилие открывания, минимизируя возможность случайного открытия.
● Стеклянное заполнение выбирается с учётом условий эксплуатации и расчёта на ударную прочность.
Дверные блоки:
● Применяемые двери должны быть устойчивыми к ударным нагрузкам и механическим воздействиям. Дверные полотна и стеклянные вставки обязаны быть противоударными и не осыпающимися.
● Ручки и замки дверей должны быть установлены на доступной для детей высоте, исключая неконтролируемый доступ в нежелательные зоны.
● Элементы фурнитуры должны исключать защемления пальцев, рекомендовано использование безопасных петель и доводчиков.
● Для аварийных и эвакуационных выходов рекомендованы решения, обеспечивающие свободное и безопасное перемещение больших потоков детей.
● Входные двери и двери эвакуационных выходов оснащаются системой, позволяющей легко открыть их изнутри без ключа.
● Пороги проектируются с минимальной высотой либо полностью исключаются для предотвращения падений.
● Рекомендовано использование противовзломной фурнитуры класса не ниже ПВ2 для дверей входной группы.
Стеклянное заполнение:
В отдельных зонах и для окон большой площади рекомендуется использовать закланное, многослойное, ударопрочное и не осыпающееся при разрушении стекло. Применение зависит от конкретных условий эксплуатации и требований безопасности. Специальные условия, при которых использование многослойного стекла (триплекс) обязательно:
● Панорамные окна и оконные конструкции большой площади, особенно если они расположены на уровне детского роста.
● Окна в помещениях с повышенным риском травматизма, например, в игровых зонах, спортивных залах, мастерских и других помещениях, где дети могут активно двигаться или играть.
В остальных случаях, например, в обычных учебных классах или офисных помещениях, использование многослойного стекла не является обязательным, но может быть рекомендовано для повышения безопасности.
Дополнительные меры безопасности:
● ГОСТ отдельно регламентирует защиту от выпадения: на высоте ниже 0,9 м от уровня пола открывающиеся створки не допускаются – применяется глухое остекление или устанавливаются стационарные ограждения.
● Панорамные окна и большие по площади стеклянные элементы должны иметь визуальные маркеры на уровне детского роста, чтобы исключить столкновения.
● В зонах с высокой проходимостью или риском удара по стеклу применяется стекло, не осыпающееся при разрушении.
● Возможна установка систем многопозиционного открывания, если они не создают угрозы выпадения или травмирования.
● В помещениях с повышенным риском рекомендуется предусматривать дополнительные защитные элементы фурнитуры, согласованные с проектировщиком.
Каждое изделие должно сопровождаться паспортом с техническими характеристиками, а на этапе эксплуатации обязателен регулярный контроль и обслуживание фурнитуры.
Таким образом, ГОСТ делает акцент на комплексной безопасности и эксплуатационной надёжности: от выбора материалов до требований по обслуживанию. Эти изменения напрямую влияют на требования к продукции и решениям, которые предлагает оконный бизнес.
Рекомендуем прочесть: Тенденции в остеклении учебных заведений России в XXI веке
Сильные стороны ГОСТ Р 71297-2024 для участников проекта остекления
Принятие нового стандарта задаёт прозрачные правила игры для всех сторон – от производителей и монтажников СПК до проектировщиков и застройщиков. Его ценность заключается не столько в новых ограничениях, сколько в возможности упростить совместную работу.
Для производителей окон и фурнитуры ГОСТ даёт чёткие ориентиры по комплектации изделий для школ и детских садов: ограничители открывания, безопасное остекление, определённые усилия при открывании створки, унифицированные высоты установки ручек. Это снимает двусмысленность при проектировании и позволяет выпускать заранее подготовленные продуктовые пакеты под образовательные объекты. В итоге уменьшается риск рекламаций и доработок при приёмке, упрощается сертификация и контроль качества.
Для проектировщиков стандарт формирует понятный набор требований, которые можно напрямую закладывать в проектную документацию. Прописывать спецификации становится проще: сразу ясно, какие виды открывания допустимы, какие элементы безопасности обязательны, как оформлять исполнительные документы. Это ускоряет согласования и снижает вероятность замечаний со стороны экспертизы и надзора.
Для застройщиков и подрядчиков ГОСТ облегчает выбор и закупку оконных и дверных систем: требования к комплектации становятся однозначными, исключая манипуляции и «скрытые» изменения в заявках. Монтажники получают чёткие регламенты проверки – усилия, фиксация ограничителей, надёжность. Это снижает количество переделок, ускоряет сдачу объекта и делает взаимодействие с заказчиком более прозрачным.
Примечательно, что сам стандарт не ведёт к удорожанию объектов: его требования можно реализовать в рамках существующих технологий и материалов. Как подчёркивают разработчики, положения применимы как при проектировании новых школ, так и при реконструкции существующих зданий, позволяя адаптировать оконные и дверные конструкции под необходимые параметры. Это особенно важно для регионов, где образовательный фонд остро нуждается в модернизации.
По мнению экспертов, главная сильная сторона ГОСТ Р 71297-2024 в том, что он создаёт общий технический язык для всех участников проекта. Производитель понимает, что именно требуется; проектировщик получает чёткие спецификации; подрядчик работает по проверяемым параметрам. В результате взаимодействие сторон упрощается, а процесс остекления детских образовательных учреждений становится более предсказуемым и устойчивым по срокам, качеству и затратам.
Рекомендуем прочесть: Популярные технологии и решения в остеклении учебных заведений России в XXI веке
Что показал первый год применения ГОСТ Р 71297-2024
С момента вступления стандарта в силу прошло чуть больше года, поэтому говорить о полномасштабных результатах пока рано. Тем не менее, уже очевидно, что документ стал частью более широкой тенденции – усиления контроля за безопасностью в строительстве и эксплуатации ДОО и ОО.
Фото: ECOOKNA GROUP. Безопасность становится базовым параметром остекления ДОО и ОО
Безопасность становится базовым параметром остекления. ГОСТ Р 71297-2024 стал важным шагом к тому, чтобы безопасность остекления детских садов и школ воспринималась не как дополнительная опция, а как обязательный базовый параметр. Для оконной отрасли новый норматив стал стимулом для обновления продуктовых линеек производителей и укрепления позиций компаний, которые активно развивали направления безопасных решений. Поставщики СПК, активно работающие на рынке образовательных проектов, подтверждают, что повышенные запросы в части противоударных и огнестойких решений стали стандартом последних лет.
Формирование новой планки качества на рынке. Для дистрибьюторов и монтажных организаций стандарт стал фактором консолидации: на первый план вышла не цена, а соответствие техническим требованиям. Это, в свою очередь, повысило уровень конкуренции по качеству. В результате рынок получает не только ужесточение требований, но и новый сегмент, в котором компании могут выстраивать конкурентные преимущества.
Увеличение сметы за счёт более сложных конструкций. Для оконно-дверной индустрии вступление ГОСТа означает необходимость пересмотра ряда привычных эконом-решений. Обратной стороной медали становится рост себестоимости продукции из-за применения более сложной фурнитуры или дополнительных элементов защиты, а также необходимости прохождения дополнительных испытаний и сертификации.
Увеличение спроса на безопасные решения в остеклении. В ряде регионов при строительстве новых школ изначально закладываются решения, соответствующие ГОСТ: окна с многоступенчатыми ограничителями открывания, ударобезопасное остекление, двери с адаптированными ручками. В процессе реконструкций также всё чаще заменяются устаревшие конструкции на современные аналоги, с акцентом на безопасность.
Обратите внимание: Панорамные окна в частном доме в России: оправданное решение или дань моде с высокими рисками?.
Это привело к росту спроса на специализированные системы, соответствующие требованиям ГОСТ.
Повышение интереса к комплексным решениям. Как отмечают отраслевики, теперь при проектировании образовательного учреждения чаще заказывают полный пакет оконных и дверных блоков у одного производителя, чтобы быть уверенными в соблюдении норм. Таким образом, ГОСТ не только повысил безопасность, но и подтолкнул производителей к диверсификации ассортимента. Для оконно-дверного рынка это означает движение к комплексным технологическим решениям, более тесному взаимодействию с проектировщиками и активному развитию специализированных продуктов для образовательного сектора.
Упрощение коммуникации между смежниками. Застройщики отмечают, что внедрение ГОСТа упрощает коммуникацию с заказчиком. Появился единый норматив, на который можно ссылаться при обсуждении смет и проектных решений. Если раньше вопрос безопасности часто решался «по обстоятельствам», то теперь он жёстко регламентирован.
Усиление внимания на окна и двери при приёмке образовательных объектов. Надзорные органы начали уделять повышенное внимание именно оконным и дверным блокам при приёмке объектов, что повысило ответственность подрядчиков и снизило вероятность использования дешёвых и небезопасных решений.
Снижение случаев детского травматизма. По данным Росстата, уровень детского травматизма в образовательных учреждениях постепенно снижается: с 46 тыс. несчастных случаев в 2022 году до 41 тыс. в 2023-м и 39 тыс. в 2024-м. В структуре этих инцидентов около 10% составляют бытовые и эксплуатационные травмы, связанные, в том числе, с окнами и дверями. Со своей стороны Роспотребнадзор подчёркивает, что это в частности связано с усилением контроля за инфраструктурой образовательных объектов, включая оснащение безопасными строительными элементами. Это также косвенно подтверждает, что стандартизация и внедрение новых требований безопасности постепенно дают ожидаемый эффект.
По мнение отраслевых экспертов, главный итог первого года применения заключается в том, что ГОСТ Р 71297-2024 воспринимается отраслью как своевременный и рабочий инструмент. Для производителей он задаёт ориентиры, для заказчиков – критерии контроля качества, для государства – гарантию защиты детей. В конечном счете, выигрывают все участники процесса, а образовательные учреждения становятся более безопасным пространством.
Но ещё важнее – культурный эффект. В российском техническом регулировании всё отчётливее проявляется тренд: безопасность перестаёт быть факультативной опцией и превращается в обязательный критерий. Если раньше окна и двери оценивались в первую очередь по энергоэффективности и сроку службы, то сегодня в список ключевых характеристик входит уровень защищённости.
Рекомендуем прочесть: Замена окон в школе – поучительный опыт европейского рынка
Строительство и ремонт образовательной инфраструктуры: растущая база для «обкатки» ГОСТ Р 71297-2024
Сегмент школьного и дошкольного строительства занимает значительную долю в государственных программах по модернизации инфраструктуры. По данным из открытых источников, за последние годы в России построено более 1,6 тыс. школ и свыше 1,6 тыс. детских садов, а также капитально отремонтировано более 4,9 тыс. школьных зданий. Только в 2025 году планируется завершить ремонт 277 школ и 142 детсадов, причём 75% – к 1 сентября. Эти цифры показывают масштаб обновления образовательной инфраструктуры и создают широкие возможности для применения требований ГОСТ Р 71297-2024 на практике.
Фото: ECOOKNA GROUP. Остекление современной школы
Совпадение сроков внедрения стандарта с активной фазой строительства и модернизации позволяет закладывать его требования сразу при проектировании новых объектов и учитывать их при реконструкции уже существующих зданий. Это повышает вероятность того, что безопасные окна и двери станут нормой для всех ДОО и ОО.
Важно, что федеральные и региональные программы строительства и капитального ремонта образовательных учреждений будут продолжены до 2030 года и предусматривают обновление более 8 000 школ и 2 000 детсадов. Такое масштабное строительство и реконструкция создают естественную площадку для «обкатки» нового стандарта. Это значит, что эффект от ГОСТа будет только усиливаться, а накопленная практика применения стандарта станет основой для системного повышения безопасности образовательной среды. Всё это напрямую повлияет на заказы поставщиков оконных и дверных блоков, готовых работать по новым правилам в этой области.
Рекомендуем прочесть: Какие окна нужны российским школам 21 века
Открытый вопрос в сфере безопасности: окна в прифронтовых школах
Хотя ГОСТ Р 71297-2024 подробно регламентирует проектирование и эксплуатацию остекления в образовательных учреждениях, жизнь нередко выдвигает новые вызовы, которых нормативная база напрямую не затрагивает. Так, в прифронтовых районах школы и детские сады регулярно сталкиваются с повреждениями остекления вследствие ударных нагрузок. Эта проблема выходит за рамки стандартов и требует поиска дополнительных инженерных решений, связанных с безопасностью.
Для оконного бизнеса это непростая, но важная задача: с одной стороны – работа в условиях ограниченных бюджетов, с другой – необходимость оперативно предложить решения, повышающие безопасность детей. Среди возможных направлений обсуждаются: использование ударопрочного остекления или специальных плёнок, разработка быстро монтируемых защитных экранов и жалюзи, применение модульных систем для быстрой замены разбитых блоков.
С другой стороны, эта внештатная ситуация демонстрирует ограниченность даже самых продуманных нормативов: они ориентированы на долгосрочные, «мирные» условия и не предназначены для экстремальных обстоятельств. Тем не менее, образовательный процесс продолжается даже в таких условиях, а значит, вопросы безопасности и защиты окон требуют особого внимания. Здесь открывается и важная зона ответственности самой отрасли.
Речь идёт не столько о создании отдельного ГОСТа для исключительных ситуаций – что противоречило бы самой природе стандартизации, – сколько о разработке временных отраслевых рекомендаций и лучших практик. Подобные инициативы могли бы включать усиленные решения для школьного остекления, применение дополнительных защитных систем, а также алгоритмы быстрой замены и восстановления повреждённых конструкций. Таким образом отрасль демонстрирует готовность выходить за рамки формальных норм, подстраиваясь под реальность и сохраняя главное – безопасность и комфорт детей. Для компаний, готовых адаптировать свои технологии под ЧС, это может стать не только вызовом, но и возможностью повысить доходность бизнеса.
Рекомендуем прочесть: Осколки СВО: стройке предлагают сверхпрочное стекло
Новые уроки и перспективы в стандартизации остекления школ
ГОСТ Р 71297-2024 вписывается в более широкий тренд: акцент на безопасность и комфорт в образовательных зданиях. Это перекликается с другими изменениями в строительных нормах, включая требования к освещению, инсоляции, энергоэффективности. Всё вместе формирует современный подход к проектированию детских пространств, где приоритет отдаётся не только функциональности, но и здоровью, развитию и безопасности.
Фото: GEZE. В будущем требования к остеклению образовательных учреждений будут усиливаться
В профессиональной среде всё чаще звучат идеи о внедрении «умных» решений – например, смарт-стекла, датчиков открывания и закрывания окон, но для массового сегмента школ и детских садов такие технологии пока остаются скорее перспективой, чем реальностью. Причина проста: образовательные учреждения стараются минимизировать затраты, а импортные приводы и фурнитура, необходимые для автоматизации, сегодня ограничены в поставках и стоят дорого. Тем не менее, этот вектор развития нельзя игнорировать. Компании, которые сумеют предложить рентабельные решения, адаптированные под бюджет госзаказа (например, локальные системы контроля без сложной интеграции), смогут не только повысить безопасность объектов, но и получить значительное конкурентное преимущество на рынке.
Можно ожидать, что в будущем, по мере развития и доступности «умных» технологий, требования к остеклению образовательных учреждений будут усиливаться. В том числе появятся уточнения, касающиеся цифровизации – например, интеграция систем «умных» замков, дистанционного контроля открывания окон, а также взаимодействие с системами мониторинга безопасности. В этом контексте ГОСТ Р 71297-2024 можно рассматривать как первую ступень к комплексному регулированию.
Рекомендуем прочесть: Потенциал смарт-стекла для учебных заведений
День Знаний с новым смыслом для рынка СПК
Прошёл всего год с момента вступления ГОСТ Р 71297-2024 в силу, и говорить о полной трансформации рынка пока рано. Однако уже сегодня видно: стандарт стал драйвером для появления новых решений, а также обратил внимание отраслевиков на специфику объектов образования. Для бизнеса это означает не только необходимость соблюдения обязательных норм, но и открывающуюся возможность: создание линейки специализированных продуктов под госзаказ, разработка рентабельных технологий повышения безопасности и формирование имиджа компании как ответственного партнёра.
ГОСТ Р 71297-2024 – не просто ещё один нормативный документ. Это сигнал отрасли о том, что проектирование и производство оконно-дверных конструкций для образовательных учреждений становятся частью общей системы защиты детей. Для производителей СПК – это новый уровень ответственности и возможность заявить о себе как о поставщиках решений, формирующих безопасную образовательную среду. Для проектировщиков – инструмент, помогающий избежать ошибок при выборе конструкций, для заказчиков – инструмент контроля качества, для государства – гарантия защиты детей в повседневной среде. В конечном счёте, выигрывают все участники процесса: и отрасль, и образовательные учреждения, и, самое главное, дети, для которых школа и детский сад становятся максимально безопасным пространством.
Безопасные окна и двери – это тоже часть знаний, которые мы передаём детям. Только это знания об ответственности взрослых.
Подготовлено редакцией tybet.ru.
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru
Больше интересных статей здесь: Об окнах.
Источник статьи: Здравствуй, школа! Как работает в России ГОСТ Р 71297-2024 по остеклению детских образовательных учреждений в 2025 году .